Егорова Ирина Ивановна

Формирование экологических представлений дошкольников в процессе природоведческих экспериментов с растениями

 проект: «Формирование экологических представлений дошкольников в процессе природоведческих экспериментов с  растениями».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Экологическое воспитание –это одно из важных средств всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Я считаю что, формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Данные знания –это необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде. Из выше изложенного определяется особая актуальность данной темы.

Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях:

– первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

– второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хай Дуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы – оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Исследованиями также доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.

Целью является – изучить возможность экологического воспитания  старших дошкольников путем эксперимента по выращиванию растений в условиях ДОУ.

Для достижения цели проекта, сформулированы следующие задачи:

– раскрыть сущность и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

– изучить понятие и факторы экологического воспитания дошкольников;

– обозначить значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника;

– обобщить формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой;

Решение перечисленных задач позволяет раскрыть достижения и недостатки в организации экологического воспитания старших дошкольников, дает возможность воспитателям закрепить достигнутые в работе успехи и устранить имеющиеся недостатки.

Гипотеза исследования – динамические представления о росте и развитии живых существ в старшем дошкольном возрасте, возможно сформировать при правильной педагогической организации процесса познания.

Методы исследования:

а) изучение и анализ научной, педагогической и методологической литературы;

б) психолого-педагогической эксперимент, включающий:

– диагностику сформированности экологического образования старших дошкольников;

– формирующий эксперимент формирования представлений о росте и развитии растений;

Тип- групповой .

Практическая значимость исследования – результаты, полученные в ходе исследования, могут оказать помощь родителям и педагогам в организации экологического воспитания старших дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильно – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

– безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

– неприхотливые с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Другой метод экологического воспитания детей – совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ.

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» – растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Таким образом, формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:

1. Цели и задачи экспериментирования:

– формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

– подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

– способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

2. Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

3. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать-научиться-познать».

4. Средства: язык, речь, поисковые действия.

5. Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты.

6. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных  ситуаций.

7. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

К сожалению возможности дошкольного детства, в решение этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

Таким образом, в современном ДОУ детское экспериментирование имеет следующие особенности:

– экспериментирование понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

– экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

– экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

– экспериментальная  работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с  природными явлениями, с основами  математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

– детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

– детское экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений  для человека и самого себя.

Таким образом, детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Результаты экспериментальной деятельности представлены на диаграмме.

 Уровень сформированности экологических представлений в экспериментальной группы.

 Мониторинг показал, что у детей в ходе эксперимента значительно повысился уро­вень сформированности экологических представлений. Количество детей с высоким уровнем развития возрос­ло в 4 раза.

Анализ результатов группы детей до и после эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разрабо­танной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Дети заметно улучшили свои результаты. Высокий уровень развития – до 40%, при том, что было – 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще – 0%.

В процессе работы с детьми были замечены такие изменения:

– дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение трудиться в природе;

– у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

– появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окру­жающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Подводя общий итог, на основании на­блюдений видно, что дети овладели навыками ухода за растениями, стали добрее, научились сопереживать, радовать­ся, волноваться.

4 апреля 2017 в 13:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.